Змеи опыт. Удивительная химическая реакция, которую можно сделать дома. Фараонова змея из марганцовки

Одной из моих недавних «находок» на просторах Всемирной паутины стала Фараонова змея, которую можно сделать, используя спирт, сахар и соду. Этот потрясающий эксперимент завораживает деток, и его можно делать в домашних условиях.

Можно ли представить праздник для детей без увлекательных конкурсов, розыгрышей, веселых забав и разнообразных развлечений? Конечно нет! Ведь наши малыши ждут яркого торжества, наполненного волшебством, атмосферой сказки и приключений. Для меня организация подобных мероприятий - настоящая пытка. Но достаточно вспомнить о том, что тщательная подготовка зажжет глазки деток озорным огоньком, а комната наполнится звонким безудержным смехом, как энергия для поиска идей начинает бить ключом.

Если Вы ищете способ удивить малышей, то магия сахарного песка, бикарбоната натрия и других простых ингредиентов поможет Вам превратить праздник в невероятное событие, после которого останутся яркие впечатления.

Опыт происходит по одному главному принципу. Используемые компоненты вступают в химическую реакцию и существенно увеличиваются в объеме. Эти изменения осуществляются невероятно быстро и создается ощущение появления выползающей гадюки. Она настолько реалистично извивается, направляясь вверх и в стороны, что детки заворожено смотрят за каждым движением змеи, удивляясь чуду.

Фараонова змея из соды и сахара

Фараонова змея из соды и сахара - это очень простой эксперимент, который проводится с применением доступных компонентов. Но важно соблюдать пропорции, чтобы фокус не разочаровал своим эффектом.

В Интернете я нашла множество вариантов этого опыта, но выбрала наиболее безопасный, поскольку «шоу» организовывалось для детей. Чтобы сделать очаровательных гадюк своими руками, вам следует подготовить такие ингредиенты:

  • речной песок;
  • сода;
  • спирт (96-ти процентный чистый этанол);
  • сахар (если имеется сахарная пудра, лучше взять её).

Возьмите глубокую ёмкость и поместите в нее небольшое количество речного песка. Эту горку пропитайте спиртом, вливая его тонкой струей. Сделайте углубление вверху песочной «пирамидки». Далее потребуется смешать соду и сахарную пудру (при отсутствии этого компонента, измельчите сахар в блендере) в отдельной посудине. Бикарбонат натрия берется в 4 раза меньше второго компонента (например, 2 ч.л. вещества на 8 ч.л. сахарной пудры).

Полученную смесь аккуратно высыпаем в созданное углубление песочной горки. Чтобы появилась извивающаяся змея, Вам потребуется лишь поджечь это «сооружение». Делать это следует очень осторожно, используя спичку. В этом случае Вы сможете контролировать «мощность» пламени и легко вращать спичку, поджигая нужные места.

Химическая реакция произойдет сразу после возгорания. Постепенно песок будет превращаться в темные шарики, но как только весь спирт выгорит, смесь обретет черный оттенок и из нее появится Борода фараона (или фараонова змея).

Объяснение опыта

Наверняка про этот опыт знает каждый юный химик, обожающий проводить эксперименты. Если Ваш ребенок не увлекается подобными мероприятиями, он будет впечатлен происходящим. Секрет описанного эксперимента заключается в том, что при вступлении в реакцию соды и сахара, первый компонент разлагается на пар, а также углекислый газ. Это действие «вынуждает» массу двигаться. Сама гадюка будет формироваться из остатков горения. После того как появится первая змея, состав можно поджечь повторно, и из него появится еще одна гадюка.
Как только детки увидят это чудо, у них может появиться желание прикоснуться к появившемуся на торжестве «гостю». Не исключено, что они захотят и полакомиться, но если учесть особенности состава гадюки, то лучше не допускать реализации этой затеи. А вот потрогать получившееся «чудище» можно.

Из чего можно получить «фараоновых змей»?

Симпатичных и забавных ужей можно получить не только при использовании продуктов питания. Я проводила опыты с другими компонентами и взяла несколько вариантов себе на заметку. Они прекрасно подойдут для организации веселых выходных на даче.

Вот несколько простых вариантов получения фараоновых пресмыкающихся:

  1. Удобрения. Можно использовать нитрат аммония, либо селитру. В качестве дополнительных компонентов применяют сахарную пудру, речной песок, а также спирт. Опыт проводится аналогично вышеупомянутому, только сода заменяется удобрением (этот вариант эксперимента сопровождается выделением вредных веществ). Зажигая огонь, и поднося его к углублению, Вы заметите появление змеи. В случае с содой, я делала два варианта углубления. Во время первого эксперимента соорудила небольшую дырочку, и вылезли худые небольшие гадюки. Второй раз углубление было более широким, из которого показался толстый уж. Думаю, при использовании удобрения на этот фактор тоже следует обращать внимание.
  2. Глюконат кальция. В данном случае используется фармацевтическое средство в дуэте с сухим горючим. Образование змеи серого цвета будет осуществляться прямо из таблетки. Рост пресмыкающегося обусловлен выделением газа, и они не отличаются крупными размерами (не более 15-ти см).
  3. Препараты, представляющие группу «Сульфадиметоксины» (Бисептол, Стрептоцид и др.). Люди, проводившие опыт из этого компонента утверждают, что появится серовато блестящая гадюка, причем рептилия будет обладать внушительными размерами. Эксперимент проводится аналогично опыту с глюконатом кальция (используется сухой спирт и горелка) и сопровождается выделением сернистого газа (токсичное вещество), азота, водяных паров и сероводорода.

Предостережения

Несмотря на простоту и кажущуюся безопасность экспериментов, их следует проводить исключительно в присутствии взрослых. Кроме этого следует соблюдать следующие правила:

  • стол, где проводится опыт, следует покрыть невоспламеняющимися материалами и опустошить от лишних предметов;
  • тщательно контролировать уровень огня, не допуская чрезмерного воспламенения песка. Если это произошло, значит Вы допустили ошибки при соблюдении рецептуры (пропорции взяты неверно);
  • желательно защитить глаза и руки, используя резиновые перчатки и очки.

Кроме этого, магический ритуал следует проводить после того, как запасётесь водой для тушения. Это позволит избежать серьезных последствий, если опыт выйдет из-под контроля.

Дарить детям радость и хорошее настроение очень легко, поэтому не упускайте возможность порадовать их необычными и интересными опытами, ведь детство скоротечно. Выбирая безопасные «волшебные мероприятия» и соблюдая меры предосторожности, Вы сможете ближе познакомить их с фараоновой змеей, которая наверняка останется в памяти на всю жизнь.

На фото - так называемая «фараонова змея», результат реакции разложения (Hg(NCS) 2). Вообще, фараоновыми змеями называют целый ряд химический превращений, которые сопровождаются образованием большого объема пористого продукта реакции из небольшого объема исходных веществ. Их часто используют в качестве демонстрационного эксперимента для наглядной иллюстрации того, что в результате химической реакции может происходить многократное изменение объема реагирующих веществ. Такие химические процессы сопровождаются бурным выделением газа и выглядят так, как будто из смеси реагентов выползает большая змея или появляются щупальца невиданного пришельца.

Название эксперимента отсылает нас к тексту Ветхого Завета . В главе седьмой книги Исхода написано: «И бросил Аарон [старший брат Моисея и его сподвижник при освобождении евреев из египетского рабства] жезл свой пред фараоном, и он [жезл] сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы».

Некоторое время находка Вёлера - фейерверк под названием «фараонова змея» («Pharaoschlange») - был популярен в Германии на научных шоу, но потом его запретили показывать где-либо кроме стен химических лабораторий. Запрет на фараоновы змеи был введен тогда, когда при трагических обстоятельствах были открыты токсичные свойства Hg(NCS) 2 - несколько детей получили смертельные отравления, приняв тиоцианат ртути(II) за конфеты и съев его.

Тиоцианат ртути(II) - твердое вещество белого цвета, практически не растворимое в воде (при 20°С в 100 миллилитрах воды растворяется 0,069 грамм Hg(NCS) 2). Получают его почти так же, как его получил Вёлер, - с помощью реакции между растворами нитрата или хлорида ртути(II) с тиоцианатом калия . При нагревании тиоцианата ртути(II) до 165°С начинается его самопроизвольное разложение с выделением тепла, и белый порошок превращается в объемную и пористую коричневую массу, которая не растворяется в воде. В основном змея состоит из нитрида углерода (C 3 N 4). Основная реакция разложения тиоцианата ртути(II) описывается следующим уравнением:

2Hg(NSC) 2 → 2HgS + CS 2 + C 3 N 4

При нагревании C 3 N 4 частично разлагается с образованием дициана и молекулярного азота:

3C 3 N 4 → 3(CN) 2 + N 2

Образующийся в результате разложения тиоцианата ртути(II) сульфид ртути(II) может далее реагировать с кислородом воздуха, в результате чего образуется металлическая ртуть, пары которой летучи. Поэтому для безопасности при проведении демонстрационного эксперимента разлагающийся тиоцианат ртути(II) обычно накрывают стеклянным колпаком.

HgS + O 2 → Hg + SO 2

Дисульфид углерода (CS 2), образующийся при разложении тиоцианата ртути, легко воспламеняется и тоже может гореть в кислороде воздуха с образованием углекислого и сернистого (SO 2) газов:

CS 2 + 3O 2 → CO 2 + 2SO 2

Как и все соли ртути, тиоцианат токсичен. Его полулетальная доза (LD 50), составляет 46 мг/кг (для крыс при оральном введении), особенно быстро это вещество попадает в организм через слизистые оболочки, всасывается через кожу. По этой причине, а также из-за возможного выделения паров ртути, подготовка к эксперименту и его проведение требуют не только осторожности и внимания, но и соблюдения техники безопасности - змею из Hg(NCS) 2 можно показывать только в специальном лабораторном помещении с хорошей вытяжной вентиляцией. Этот опыт очень зрелищный: из 0,5 грамм Hg(NCS) 2 можно получить змею длиной до 30 см.

Если же вы хотите посмотреть фараонову змею у себя на кухне или показать ее на утреннике в актовом зале школы или детского сада, то самый безопасный вариант - глюконатная фараонова змея. Для получения такой змеи достаточно нагреть таблетку глюконата кальция , который можно купить в любой аптеке, до 120°С (во время экспериментов чаще всего глюконат кальция размещают на таблетке сухого горючего, которую поджигают). Глюконат кальция начнет разлагаться, и из его таблетки выползет светло-серая змея с белыми пятнами. Из одной таблетки массой 0,5 грамм можно получить змею длиной до 10–15 см.

Разложение глюконата кальция приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды:

Са 2 + O 2 → 10C + 2CO 2 + CaO + 10H 2 O

Светлый оттенок фараоновой змее из глюконата кальция придает оксид кальция. Недостатком образующейся змеи является - ее хрупкость: она легко рассыпается.

Аркадий Курамшин

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сухобезводненская средняя школа»

Область знаний: химия

Тема работы:

«Фараоновы змеи» в химии

Научный руководитель: Челнокова О.В.,учитель химии

МБОУ «Сухобезводненской средней школы»

Нижегородская область

г.о. Семёновский

П. Сухобезводное

2017г.

I.Введение………………………………………………………………………….3

II. Теоретическая часть…………………………………………………………... 4

  1. 1.Фараоновые змеи в истории. ………………………………4

1.1 Фараоновы змеи в истории Египта ……………….…4

1.2 Значение змей для Древнего Египта.…………………………..4

  1. 2.Фараоновые змеи в химии ……………………………………4

2.1 Первые шаги в получении фараоновой змеи…………………..4

2.2 Опыт Ф. Вёлера…………………………………………..……..5

2.3 Виды «фараоновых змей»……………………….……………..5

III. Практическая часть……………...………………………………………..........7

3.1. Методика проведения.………………………………………….7

3.2. Проведение химического эксперимента……………………….7

3.3. Зависимость внешнего вида «фараоновой змеи» от условий

Проведения химического эксперимента …………………………8

3.4. Результаты экспериментальной части…………………..………9

IV.Заключение……………………………………………………………………….9

V.Литература…………………………………………………………..…………....10

VI.Приложение…………………………………………………………………........11

VII. Рецензия…………………………………………………………………………15

I . Введение.

«Ты знакома с ветхой притчей

Про коварную змею..."»

(Г. Гейне, "Книга песен")

В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо, превратив жезл в извивающуюся змею... Фараон был посрамлен и напуган. Мгновение – и жезл снова в руках Моисея в своём обычном виде. Моисей получил разрешение покинуть Египет, а мир получил очередную загадку.

Змея (или змей) - чрезвычайно распространенный символ в культуре Древнего Египта.

«…Из многих животных, изображения которых представлены в искусстве Древнего Египта, змея была самой священной и почитаемой. Обычно изображались две змеи, увенчанные двумя царскими коронами - Верхнего и Нижнего Египта, соответственно. Часто фараоны изображались со змеей на лбу. И самым священным символом было изображение двух змей на крылатом диске…»

Много лет прошло, много воды утекло, пока, на конец химикам 19 века удалось придумать нечто похожее на чудо, сотворённое Моисеем - «Тиоцианатная змея» Вёлера.

Проблема :

Как удалось получить « фараонову змею»?

Что для этого нужно?

Какими признаками сопровождается данное « чудо »?

Сколько видов «фараоновых змей» можно получить и какие условия для этого необходимы?

А самое главное возможно ли это осуществить в школьной химической лаборатории?

Объект исследования : условия появления «фараоновых змей»

Предмет : «фараоновы змеи» в химической лаборатории

Гипотеза : Если изменить пропорции в составе «фараоновой змеи» и условия проведения химического эксперимента, то «фараонова змея» получиться с новыми физическими свойствами

Целью нашего исследования является изучение материала о фараоновых змеях, их составе, методах получения и условий их появления в ходе химического эксперимента

Задачи :

  1. изучить историю происхождения понятия «фараоновы змеи»
  2. изучить состав «фараоновых змей»
  3. получить «фараонову змею» в школьной химической лаборатории и домашних условиях

4. выявить зависимость внешнего вида и состава «фараоновой змеи» от пропорций компонентов и условий получения

Средства: 1. Изучение теоретического материала.

2. Проведение химического эксперимента

3. Анализ.

Результатом исследования будет являться:

  1. Материал о связи исторического понятия « фараоновы змеи» с историей химического эксперимента.
  2. Выявление условий появления «фараоновой змеи» и её внешний вид
  1. II. Теоретическая часть

1. Фараоновы змеи в истории

  1. 1.1. Фараоновы змеи в истории Египта

«Змея ассоциировалась с духовным возрождением и воскресением. В древнеегипетском тексте она сама напоминает об этом: « Я змея Сата, я умираю и рождаюсь вновь» ». (А. Элфорд)

В системе иероглифов изображение улитки или рогатой змеи фонетически эквивалентно букве F, а знак, передающий движения змеи - Z. Оба они «относятся к первородным и космическим силам». Змея, как и другие рептилии, используется также при упоминании изначальных - наиболее примитивных -уровней жизни: именно рептилии первые приветствуют бога Ра, когда он появляется над поверхностью первобытных вод Нунз. (М. Касперавичюс)

Согласно «Книге Мертвых»: змей выступает символом Земли, змея сбрасывающая кожу, служит символом продолжения жизни после смерти

(гл. LXXXVII).

В «Текстах Пирамид» иероглифический знак «змея» снабжен множеством ножей, дабы нейтрализовать опасное животное.

Змеиный облик имеют многие египетские божества:

Амон как прабог выступает в образе змеи Кематеф;

Мехент - «Окружающий Землю», который выполняет функцию мирового змея, держащего на себе землю;

Керастис - рогатая гадюка;

С головой змеи изображаются: бог земли Геб - иногда;

Женские божества с голова змеи;

Змея как атрибут: Осирис - согласно египетской Книге его жилище покоилось на воде, а стены были сделаны из живых змей.

1.2 Значение змей для Древнего Египта

Для Древнего Египта характерно использование образа змея как социального классификационного знака священного царя (кобра как символ высшей божественной и царской мудрости и власти, знания, золота). Кобра (богиня Уто) вместе с грифом (Нехбет), изображенные на двойной короне фараона, символизируют власть фараона над объединенной страной и божественную защиту фараона.

Кушитские и мероитские цари и царицы обычно представляются увенчанными коронами с изображением кобры, подобными коронам фараонов. Для глиняной посуды местного производства характерен символ крылатой змеи.

В эллинистическом Египте: две змеи рядом с солнечным диском олицетворяют богинь Ноус и Логос, изгнавших врагов бога Ра; змея с головой льва - защита от зла. (См. приложение №1)

2.Фараоновы змеи в химии

2.1 Первые шаги в получении фараоновой змеи

С серой синерод образует замечательное вещество, известное под именем родановой кислоты (тиоциановая кислота, HCNS). Одно из ее соединений с ртутью, получившее в XIX веке большую известность благодаря своим особенным свойствам. Это - тиосинеродистая ртуть (тиоцианид ртути), шедшая на приготовление маленьких, легко воспламеняемых конусов, которые были известны под названием фараоновых змей.

Готовили состав для приготовления змей следующим образом: наливали роданид натрия в слабый раствор нитрата ртути, при этом роданид ртути выпадал в виде обильного осадка, представлявшего собой белый легко воспламеняющийся порошок. Его собирали на фильтре и превращали в твердое тесто посредством растирания с раствором камеди в воде. Прибавив затем к этому тесту небольшое количество нитрата натрия, делали из него конусы или цилиндры приблизительно 2,5 см высотой, и тщательно высушивали их над водяной ванной. Когда такое змеиное яйцо вполне просохнет, из него вылупляется детеныш: как только вы прикоснетесь к нему обыкновенной зажженной спичкой, тиосинеродистое соединение мало - помалу вздувается, цилиндр на глазах растет и превращается в желтоватую массу, которая расширяется и вытягивается от 45 до 60 см в длину. Можно подумать, что перед вами извивается кольцами настоящая змея, только что появившаяся на свет из своей тесной темницы, где она была сжата со всех сторон.

Образующийся после этого химического процесса остаток, заключая в себе между прочим синеродистую ртуть и парациан (полимер циана, (CN)2) ядовит, и поэтому его выбрасывали или сжигали. Он отличается рыхлым строением и от малейшего прикосновения распадается в порошок.

Во время процесса разложения тиосинеродистой ртути выделяется в большом количестве сернистый газ, сопровождая появление на свет фараоновых змей неприятным, удушливым запахом.

Очевидно, что в наше время такие забавы не могут быть популярными вследствие того, что для их изготовления и в процессе использования применяются и образуются очень ядовитые вещества.

2.2 Опыт Ф. Вёлера

Шли века и тысячелетия, алхимия постепенно превращалась в науку химию... Наконец, химикам XIX века удалось придумать нечто похожее на чудо «фараоновой змеи» - Тиоцианатная змея Вёлера

Однажды осенью 1820 года совсем еще молодой студент - медик Гейдельбергского университета Фридрих Вёлер, смешивая водные растворы тиоцианата аммония NH4NCS и нитрата ртути Hg(NO3)2, обнаружил, что из раствора выпадает белый осадок. Вёлер отфильтровал раствор и высушил осадок полученного тиоцианата ртути Hg(NCS)2, а потом любопытства ради поджег его. Осадок загорелся и произошло чудо: из невзрачного белого комочка, извиваясь, выползала и росла длинная черно-желтая «змея». Тиоцианат ртути после поджигания быстро разлагается с образованием черного сульфида ртути HgS, желтого объемистого нитрида углерода состава C3N4, углекислого газа и сернистого газа. Бурно выделяющиеся газы заставляют «ползти» змею, состоящую из твердых продуктов реакции. Просто удивительно, что из 1 г тиоцианата аммония и 2,5 г нитрата ртути получается в умелых руках змея длиной в 20--30 см. Однако соли ртути ядовиты, и работа с ними требует осторожности и внимания. (См. приложение №2).

2.3 Виды « фараоновых змей »

Черные (фараоновы) змеи, иногда называют светящимися червями - это небольшие таблетки или палочки, которые после поджигания, горят, образуя длинных черных змей из продуктов горения. Самое опасное при горении этих таблеток, это образующейся, в некоторых случаях, токсичный дым, но, зато, никакого пожара или взрыва.

1 .Сульфаниламидная змея

Очень простой способ получения «фараоновых змей» - это окислительное разложение сульфаниламидных лекарственных препаратов (например, стрептоцид, сульгин, сульфадиметоксин, этазол, сульфадимезин, фталазол, бисептол). В ходе окисления сульфаниламидных препаратов выделяется много газообразных продуктов реакции (SO2, H2S, N2, пары воды), которые вспучивают массу и формируют пористую «змею». Опыт проводят под тягой! На таблетку сухого горючего помещают 1 таблетку лекарственного препарата и поджигают горючее. При этом происходит выделение блестящей « фараоновой змеи » серого цвета, которую можно назвать из-за внешнего вида и «графитовой змеей ».

2. Глюконатная змея

Для получения глюконатной змеи достаточно поднести к пламени таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Из таблетки выползет змея, объем которой намного превышает объем исходного вещества. Разложение глюконата кальция, имеющего состав Са2 . H2O приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды.

Из таблеток «глюконата кальция» можно получить светло-серую « змею » с белыми пятнами длиной примерно 10–15 см, которая при получении закручивается в спираль.

Светлый оттенок « змеи » объясняется образованием в ходе реакции оксида кальция. Недостатком образующейся « змеи » является ее хрупкость. Она достаточно легко рассыпается.

3.Дихроматная змея

Смешивают, а затем растирают в ступке 10 г дихромата калия K2Cr2O7, 5 г нитрата калия KNO3 и 10 г сахара. Полученный порошок увлажняют этиловым спиртом и коллодием и спрессовывают в стеклянной трубочке диаметром 4--5 мм. Получается «палочка» смеси, образующая при поджигании сначала черную, а потом зеленую змею, которая так же выползает и извивается, как тиоцианатная: она горит со скоростью 2 мм в секунду и удлиняется в 10 раз! Реакция горения сахарозы в присутствии двух окислителей - нитрата калия и дихромата калия -довольно сложна; в конечном итоге образуются черные частицы сажи, зеленый оксид хрома, расплав карбоната калия, а также углекислый газ и азот. Газы вспучивают смесь твердых продуктов и заставляют ее двигаться.

4 . Нитратный червяк

В столовую тарелку насыпают 3 - 4 ложки просеянного речного песка, делают из него горку с углублением в вершине и готовят реакционную смесь, состоящую из 1/2 чайной ложки нитрата аммония и 1/2 чайной ложки сахарного песка, тщательно перетертых в ступке. Затем в углубление горки наливают еще 1/2 столовой ложки этилового спирта и насыпают 1 чайную ложку приготовленной нитратно - сахарной смеси. После этого остается только поджечь спирт. Сразу же на поверхности смеси появляются черные шарики обугленного сахарного песка, и вслед за ними вырастает черный блестящий и толстый « червяк », спускающийся с горки. Если нитратно - сахарной смеси было взято не более 1 чайной ложки, то длина червяка не превысит 3 - 4 см. А его толщина зависит от диаметра углубления горки.

5. Искристая змея

Смешивается роданид ртути с небольшим количеством (несколько капель) крахмального клейстера, из полученной массы формируется палочка и после высыхания поджигается. Полученная змейка будет гореть красивым, синим, искристым пламенем. При горении будет образовываться сульфид ртути в отличие от роданида, это нетоксичное вещество (сульфид ртути нерастворим), но всё равно, такой эксперимент лучше проводить вне дома.

6 . Сода - сахарная змейка .

Смешайте сахарную пудру и питьевую соду в соотношении 4:1. Из полученной смеси формируется что-то наподобие бугорка (кургана) и в центре делается небольшое углубление. В это углубление капают несколько капель спирта или какого-нибудь другого органического горючего реактива. Подожгите при помощи спички или зажигалки вершину этого бугорка. Сначала будет еле заметное горение с разбрасыванием чёрных шариков, после того как реакция установится, произойдёт непрерывный рост чёрной змеи.

7. Зелёная фараонова змея.

Нам понадобится нитрат аммония: сахарная пудра: дихромат аммония (2:1:1). Смешайте компоненты, добавьте немного воды и сформируйте палочку, дайте ей высохнуть (для ускорения процесса можно использовать фен). После высыхания, подожгите с одного конца и наблюдайте, как вместо чёрной змеи будет расти зелёная. Зелёный цвет связан с образованием оксида хрома (III). Оксид хрома (III) является канцерогенным веществом, поэтому эксперимент проводите на открытом воздухе. (См. приложение №3).

III. Практическая часть

3.1. Методика проведения .

Изучив теоретический материал по получению различных видов «фараоновых змей», мы установили, что в их составе есть вещества не доступные и оказывающие вредное воздействие на организм. В составе «дихроматной змеи» есть соединения хрома, оказывающие токсичное действие; «нитратный червяк» содержит нитрат аммония, при попадании его в организм, возникает острое кислородное голодание; «искристая змея» содержит соединения ртути, которые опасны и запрещены в условиях школьной лаборатории; «зелёная фараонова змея» содержит оксид хрома (III), являющийся канцерогенным веществом. Поэтому, для проведения химического эксперимента мы выбрали, те виды «фараоновых змей», состав которых доступен и не оказывает вредного воздействия на организм.

А) Изготовление прибора и « таблетки ».

Для этого берут два медицинских шприца (по 10 мл) и срезают у одного из них нижнюю часть, где крепиться игла. Шприц заполняют смесью. Из другого шприца вынимают поршень и прессуют смесь. Затем выдавливаем таблетку из шприца. Полученную таблетку помещают на сухое горючее и поджигают его.

Б) Вещества: глюконат кальция (С 6 Н 11 О 7 ) 2 Ca ; валидол ссахаром(С 12 Н 22 О 11 ) сульфадимитаксин; оксид меди II (СuO); пищевая сода; спирт этиловый; сахар.

В) Оборудование: штатив, сетка, ступка, сухое горючие, стеклянная палочка, пестик. (См. приложение№4).

3.2. Проведение химического эксперимента

Опыт №1. Глюконат кальция (С 6 Н 11 О 7 ) 2 Ca + сульфадимитаксин = Серая, блестящая с белой головой « змея», ожидаемый результат. В результате опыта получилась « змея » более тёмная, очень хрупкая при прикосновении распадается.

) + Глюконат кальция (С 6 Н 11 О 7 ) 2 Ca = Серо - черная с « головой » и пятнами белого цвета, ожидаемый результат. В результате опыта четко выражена белая «голова» и тёмное тело «змеи».

Опыт №3 Глюконат кальция (С 6 Н 11 О 7 ) 2 Ca + Оксид меди II (СuO) = Серая, с красными, желтыми и зелеными пятнами, ожидаемый результат. В результате опыта у « змеи » хорошо выражено белая « голова » и на теле красные, жёлтые и зелёные пятна, хрупкая.

(См. приложение №5)

Опыт № 4 Глюконатная змея

Разложение глюконата кальция, имеющего состав Са2, при поджигании. Ожидаемый результат: светло – серая змея с белыми пятнами. В результате опыта змея светло – серая с белой головой, закручивается в спираль, хрупкая.

Опыт № 5 Сахарно – содовая змея

Сахарная пудра и пищевая сода в отношении 4: 1, виде горки, в центр несколько капель медицинского спирта, смесь поджигается. Ожидаемый результат: черные шарики и змея чёрного цвета. В результате опыта множество маленьких, черных, скрученных змей. (См. приложение №6)

3.3. Зависимость внешнего вида «фараоновой змеи» от условий проведения химического эксперимент

Опыт

(пропорции веществ)

Внешний вид «фараоновой змеи» по описанию опыта

Внешний вид полученной «фараоновой змеи»

Условия, которые не обходимы изменить для достижения желаемого результата

Опыт №1. Глюконат кальция (С 6 Н 11 О 7 ) 2 Ca + сульфадимитаксин (1:1)

Серая, блестящая с белой головой

« змея», ожидаемый результат

Тёмная рыхлая масса, хрупкая, рассыпается

Исходная масса не достаточно увлажнена, требуется время

Опыт №2. Валидол с (С 12 Н 22 О 11 ) + Глюконат кальция (С 6 Н 11 О 7 ) 2 Ca (1:1)

Серо - черная с « головой » и пятнами белого цвета, ожидаемый результат

Чётко выражена белая «голова», закрученное тело, появляются несколько змей одновременно

Необходимо поддерживать постоянное горение

Опыт №3 Глюконат кальция (С 6 Н 11 О 7 ) 2 Ca + Оксид меди II (СuO) (1:1)

Серая, с красными, желтыми и зелеными пятнами

хорошо выражено белая « голова », на теле красные, жёлтые и зелёные пятна, хрупкая

Можно увеличить содержание оксида меди II и достаточно смочить массу

Опыт № 4 Глюконатная змея (1 таблетка)

светло – серая змея с белыми пятнами

змея светло – серая с белой головой, закручивается в спираль, хрупкая

Необходимо постоянно нагревать

Опыт № 5 Сахарно – содовая змея (1:1)

черные шарики и змея чёрного цвета

множество маленьких, черных, скрученных змей, твёрдых

Необходимо смочить всю смесь этиловым спиртом

3.4.Результаты экспериментальной части.

В результате химического эксперимента, я получила « фараоновы змеи » в условиях школьной химической лаборатории и в домашних условиях. Выявила зависимость внешнего вида и состава «фараоновой змеи» от пропорций компонентов и условий получения

В ходе химического эксперимента, я сделала следующие выводы: внешний вид

«фараоновых змей» зависит от состава смеси, соблюдения пропорций и условий проведения химического эксперимента. Таблетка смеси не должна быть слишком сухой, так как «змея» становиться ещё более хрупкой. Для смачивания добавляют воду по каплям, перемешивая смесь, при излишке воды таблетку необходимо подсушить. Поддерживать постоянное горение для получения наилучшего результата.

IV. Заключение

В результате исследования я изучила материалы о происхождение понятия

«фараоновы змеи» в истории и химии, их значение и место в культуре Египта. Изучалась история химического эксперимента по получению «фараоновых змей», возможность получения разных видов «змей». Изготовления прибора и проведение химического эксперимента по получения пяти видов

« фараоновых змей» в условиях школьной химической лаборатории.

Изучалась зависимость внешнего вида «змеи» от состава и пропорций компонентов смеси и условий проведения химического эксперимента. Выбор «фараоновой змеи» зависел от доступности компонентов и их безопасного действия на организм. Таким образом, гипотеза о влиянии условий на физические свойства «фараоновой змеи» подтвердилась.

V.Литература

  1. Занимательные задания и эффективные опыты по химии /Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова, 2-е изд. стериотип. - М.: Дрофа, 2006. 430 с. ил.
  2. Химия в школе: журнал// №2 2007г.
  3. www.wikipedia.ru

VI.Приложение №1.

Египетский фараон Египетская царица

Змеи в египетский культуре

Приложение №2.

Фридрих Вёлер

«Фараонова змея»

Приложение №3.

Виды «фараоновых змей»

Приложение №4.

Подготовительный этап.

Приложение №5.

Опыт№3.

Опыт №2 .

Опыт №1

Приложение № 6

Опыт № 5 (Смесь) Опыт № 4 Опыт № 5 (Смесь после горения)

VII.Рецензия

Проектная работа посвящена интересной теме - фараоновы змеи, как историческое понятие в химии. Автор работы ставит перед собой задачу: изучить теоретический материал, найти первые шаги в истории химического эксперимента по получению фараоновых змеи, получить фараоновы змеи в химической лаборатории, проанализировать зависимость внешнего вида «змеи» от состава, пропорции, условий проведения. Для решения задачи учащаяся ставит перед собой цели: узнать, что такое фараоновы змеи, как они были получены, оценить реальные и безопасные возможность получения их в химической лаборатории. Проанализировав обширный материал и возможности школьной лаборатории, был проведён химический эксперимент по получению пяти видов «фараоновых змей». Ученица пришла к выводу, что данный эксперимент возможен, чем подтвердила свою гипотезу.

Таким образом, проектная работа «Фараоновы змеи» в химии позволила учащейся заняться самостоятельной исследовательской работой и имеет познавательный интерес не только у участников проекта, но также для учащихся, повышая интерес к изучению химии, учителей - предметников, может быть использована на уроках, в качестве информационно - практического материала.


Фараоновыми змеями называют целый ряд реакций, которые сопровождаются образованием пористого продукта из небольшого объема реагирующих веществ. Эти реакции сопровождаются бурным выделением газа. В итоге выглядит реакция так, будто из смеси реагентов выползает большая змея и ползет по столу, как настоящая.

На этой страничке вы узнаете про реакции, сопровождающиеся образованием "фараоновых змей", познакомитесь с уравнениями этих реакций и сможете посмотреть впечатляющие видеоролики, демонстрирующее ход таких реакций. Часть из этих реакций можно воспроизвести даже в домашних условиях или в школьной лаборатории - с соблюдением всех правил безопасности , разумеется. А другая часть реакций, к счастью, требует наличия таких реагентов, которых вы нигде, кроме как в специализированных лабораториях, не найдете. К счастью - потому что многие из них высокотоксичны, и экспериментировать с ними категорически не рекомендуется.

1. Разложение роданида (тиоцианата) ртути - Hg (CNS) 2

Термическое разложение роданида ртути идёт по уравнению:

2 Hg(SCN) 2 = 2 HgS + CS 2 + C 3 N 4

CS 2 + 3O 2 = CO 2 + 2SO 2

При нагревании роданида ртути образуются черная соль - сульфид ртути, нитрид углерода желтого цвета и дисульфид углерода CS 2 . Последний на воздухе воспламеняется и сгорает, образуя диоксид углерода CO 2 и диоксид серы SO 2 .

Нитрид углерода вспучивается образующимися газами, при движении он захватывает черный сульфид ртути (II), и получается желто-черная пористая масса.

В результате из кусочка роданида ртути вылезает большая "змея" черно-желтого цвета, похожая на ужа, а то и не одна. Голубое пламя, из которого выползает "змея" - это пламя горящего сероуглерода CS 2 . Из 1 г тиоцианата аммония и 2,5 г нитрата ртути в умелых руках может получиться змея длиной 20-30 см.

Разложение тиоцианата ртути - первая из открытых реакций этого типа. Ее первооткрыватель - студент Гейдельбергского университета Фридрих Вёлер (1800-1882). Как-то раз осенью 1820 года, смешивая водные растворы тиоцианата аммония NH 4 NCS и нитрата ртути Hg(NO 3) 2 , он обнаружил, что из раствора выпадает белый осадок. Вёлер отфильтровал раствор и высушил осадок полученного тиоцианата ртути Hg(NCS) 2 . Из любопытства исследователь поджег его. Осадок загорелся и произошло чудо: из невзрачного белого комочка, извиваясь, выползла и стала расти длинная черно-желтая "змея".

Cоли ртути ядовиты, и работа с ними требует осторожности и внимания. Безопаснее показывать змею дихроматную.

2. Дихроматная змея

Способ 1. Смешивают 10 г дихромата калия K 2 Cr 2 O 7 , 5 г нитрата калия KNO 3 и 10 г сахара (сахарозы) C 12 H 22 O 11 . Затем растирают смесь в ступке и увлажняют этиловым спиртом C 2 H 5 OH или коллодием (он продается в аптеке). Затем эту смесь спрессовывают в стеклянной трубочке диаметром 5–8 мм.

Полученный столбик выталкивают из трубочки и поджигают с одного конца. Вспыхивает едва заметный огонек, из-под которого начинает выползать сначала черная, а потом зеленая «змея». Столбик смеси диаметром 4 мм горит со скоростью 2 мм в секунду. При горении он может удлиниться в 10 раз!

Реакция горения сахарозы в присутствии двух окислителей – нитрата калия и дихромата калия – довольно сложна. Продукты реакции - черные частицы сажи, зеленый оксид хрома (III) Cr 2 O 3 , расплав карбоната калия K 2 CO 3 , диоксид углерода CO 2 и нитрит калия KNO 2 . Углекислый газ CO 2 вспучивает смесь твердых продуктов и заставляет ее двигаться.

Способ 2. Смешать 1 г дихромата аммония (NH 4) 2 Cr 2 O 7 2 г нитрата аммония NH 4 NO 3 и 1 г сахарной пудры. Смочить смесь водой, вылепить из нее палочку и высушить на воздухе. Если палочку поджечь, из нее в разные стороны поползут черно-зеленые «змеи».

При поджигании смеси происходят следующие реакции:

(NH 4) 2 Cr 2 O 7 = Cr 2 O 3 + N 2 + 4H 2 O,

NH 4 NO 3 = N 2 O ­ + 2H 2 O,

C 12 H 22 O 11 + 6O 2 = 6CO 2 + 11H 2 O + 6C.

При разложении дихромата аммония образуются азот N 2 , водяной пар и зеленый оксид хрома (III) Cr 2 O 3 . Реакция протекает с выделением теплоты. В реакции термического разложения нитрата аммония выделяется бесцветный газ – оксид диазота N 2 O, который уже при слабом нагревании разлагается на кислород O 2 и азот N 2 . Горение сахара дает еще один газ – диоксид углерода CO 2 , вдобавок происходит обугливание – выделение углерода. Большой объем газов плюс твердые продукты окисления – вот секрет «змеиного» поведения смеси.

3. Гадюка из соды и сахара

Для проведения этого опыта в столовую тарелку насыпают 3–4 ложки сухого просеянного речного песка и делают из него горку с углублением в вершине. Затем готовят смесь, состоящую из 1 чайной ложки сахарной пудры и 1/4 чайной ложки гидрокарбоната натрия NaHCO 3 (питьевая сода). Песок пропитывают 96–98%-м раствором этанола C 2 H 5 OH и насыпают в углубление горки приготовленную реакционную смесь. Затем поджигают горку.

Спирт загорается. Через 3–4 минуты на поверхности смеси появляются черные шарики, а у основания горки – черная жидкость. Когда почти весь спирт сгорит, смесь чернеет, и из песка медленно выползает извивающаяся толстая черная «гадюка». У основания она окружена «воротником» догорающего спирта.

В этой массе происходят следующие реакции:

2NaHCO 3 = Na 2 CO 3 + H 2 O ­ + CO 2 ,

C 2 H 5 OH + 3O 2 = 2CO 2 + 3H 2 O

Диоксид углерода CO 2 , выделяющийся при разложении гидрокарбоната натрия и горении этилового спирта, а также водяные пары вспучивают горящую массу, заставляя ее ползти, как змея. Чем дольше горит спирт, тем длиннее получается «змея». Она состоит из карбоната натрия Na 2 CO 3 , смешанного с мельчайшими частичками угля, образованного при горении сахара.

Вместо гидрокарбоната натрия можно использовать нитрат аммония NH 4 NO 3 . В столовую тарелку насыпают 3-4 ложки просеянного речного песка, делают из него горку с углублением в вершине и готовят реакционную смесь, состоящую из 1/2 чайной ложки нитрата аммония и 1/2 чайной ложки сахарной пудры, тщательно перетертых в ступке. Затем в углубление горки наливают 1/2 столовой ложки этилового спирта и насыпают 1 чайную ложку приготовленной нитратно-сахарной смеси. Теперь, если поджечь спирт, на поверхности смеси сразу же появляются черные шарики обугленного сахарного песка, и вслед за ними вырастает черный блестящий и толстый "червяк". Если нитратно-сахарной смеси было взято не более 1 чайной ложки, то длина червяка не превысит 3-4 см. А его толщина зависит от диаметра углубления горки.

Появление червяка вызвано взаимодействием нитрата аммония с сахаром, которое выражается следующим уравнением:

2NH 4 NO 3 + C 12 H 22 O 11 = 11C + 2N 2 + CO 2 + 15H 2 O.

"Червя" приводят в движение газы: азот N 2 , диоксид углерода CO 2 и пары воды.

5. «Черный удав» из стакана

Этот опыт представляет собой впечатляющее зрелище. Сахарную пудру в количестве 75 г помещают в высокий стеклянный стакан, смачивают ее 5–7 мл воды и перемешивают длинной стеклянной палочкой. Потом к влажному сахару приливают по этой палочке 30–40 мл концентрированной серной кислоты H 2 SO 4 . Затем смесь быстро перемешивают стеклянной палочкой и оставляют в стакане.

Через 1–2 минуты содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы подниматься, увлекая вверх стеклянную палочку. Смесь в стакане сильно разогревается, даже немного дымится, - и медленно выползает из стакана.


Серная кислота отнимает от сахара (сахароза C 12 H 22 O 11) воду, разрушая его молекулярную структуру, и окисляет его, превращаясь при этом в диоксид серы SO 2 . При окислении сахара получается диоксид углерода CO 2 . Эти газы вспучивают образующийся уголь и выталкивают его из стакана вместе с палочкой.

Уравнение, передающее эти химические превращения, выглядит так:

C 12 H 22 O 11 + 2H 2 SO 4 = 11C + 2SO 2 + CO 2 + 13H 2 O.

Диоксиды углерода и серы вместе с парами воды увеличивают объем реакционной массы и заставляют ее подниматься вверх в узком стакане.

Для проведения этого опыта вам следует запастись терпением, но оно того стоит!

Для опыта понадобится уротропин (гексаметилентетрамин - (CH 2) 6 N 4). Таблетки уротропина можно купить в аптеке - это антисептический препарат. Подойдет также “твердый спирт” (сухое горючее) - его можно приобрести в хозяйственном магазине. Только убедитесь что сухое горючее, которое вы покупаете, содержит уротропин - оно бывает разных видов. Чтобы убедиться, что сухое горючее содержит уротропин, проведите простой опыт. Отломите несколько кусочков сухого горючего, положите их в пробирку и немного нагрейте. Если оно состоит из уротропина, вы почувствуете запах аммиака.

Чтобы сделать "змею", нужно произвести следующие действия. Одну таблетку “твердого спирта” или аптечного уротропина положите на блюдце и 3-4 раза пропитайте концентрированным водным раствором нитрата аммония NH 4 NO 3 , капая его из пипетки, а потом высушивая. Каждый раз надо наносить по 5-10 капель (0,5 мл раствора).

Высушивание таблеток - самая утомительная часть опыта: при комнатной температуре на воздухе оно продолжается слишком долго. Но повышать температуру для ускорения процесса нельзя - уротропин разлагается при высокой температуре. Тем более нельзя сушить таблетки на открытом огне: они могут загореться.

Пропитанную и высушенную таблетку на блюдце следует поджечь с одной стороны. И тут начнутся чудеса: появятся черные шарики кипящей жидкости, которые сливаются вместе и образуют подобие вырастающего “хвоста”. Он изгибается, а за ним из огня вырастает толстое тело “змеи”. “Змея” растет, упирается хвостом в блюдце, начинает изгибаться.


Разложение уротропина (CH 2) 6 N 4 в смеси с нитратом аммония NH 4 NO 3 приводит к образованию пористой массы, состоящей из углерода, и большого количества газов - диоксида углерода СО 2 , азота N 2 и воды:

(CH 2) 6 N 4 + 2NH 4 NO 3 + 7О 2 = 10C + 6N 2 ­ + 2CO 2 + 16H 2 O

Интересно, что если смешать химически чистый уротропин и нитрат аммония, то разлагаются, не образуя твердых продуктов. Но в таблетки на стадии их формования добавляют связующие вещества - парафин и тальк. Вот почему появляется “тело змеи”. А выделяющиеся газы вспучивают и двигают его.

Это самый простой и безопасный способ получения глюконатной змеи - для этого достаточно поднести к пламени таблетку глюконата кальция , который продается в каждой аптеке. Можно положить таблетку глюканата кальция на таблетку сухого спирта и поджечь его. Из таблетки выползет светло-серая "змея" с белыми пятнами, объем которой намного превышает объем исходного вещества - она может достигнуть длины 10-15 см.

Разложение глюконата кальция, имеющего состав Са 2 · H 2 O приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды.

Светлый оттенок «змее» придает оксид кальция.

Недостатком образующейся «змеи» является ее хрупкость - она достаточно легко рассыпается.

8. Фараонова змея из сульфаниламида

Очень простой способ получения «фараоновых змей» – это окислительное разложение сульфаниламидных лекарственных препаратов (к ним относятся, например, стрептоцид, сульгин, сульфадиметоксин, этазол, сульфадимезин, фталазол, бисептол). В ходе окисления сульфаниламидных препаратов выделяется много газообразных продуктов реакции (SO 2 , H 2 S , N 2 , пары воды), которые вспучивают массу и формируют пористую «змею».

Опыт проводят только под тягой!

На таблетку сухого горючего помещают 1 таблетку лекарственного препарата и поджигают горючее. При этом происходит выделение блестящей «фараоновой змеи» серого цвета.

По своей структуре «змея» напоминает кукурузные палочки. Если выделяющуюся «змею» аккуратно подцепить пинцетом и осторожно вытягивать, то можно получить достаточно длинный «экземпляр».

9. Разложение нитроацетанилида

Для опыта понадобятся: фарфоровый тигель, треугольник, штатив, горелка, стеклянная палочка, шпатель. Соблюдать правила работы с концентрированной серной кислотой. При выполнении опыта не наклоняться над тиглем. Опыт выполняется под тягой.

Смешаем в фарфоровом тигле органическое вещество белого цвета - нитроацетанилид и серную кислоту. Нагреем смесь. Через несколько секунд из тигля выстрелит масса черного цвета. Выделяющиеся газы делают массу очень пористой и рыхлой.

Черный цвет массе придает углерод, образующийся в больших количествах. В еще больших количествах в ходе реакции образуются газы SO 2 , NO 2 и CO 2 , которые вспенивают углерод.

Кстати...

А почему "фараоновы змеи"? Змеи - понятно, но почему фараоновы? В литературе можно найти следующее объяснение: "В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо, превратив жезл в извивающуюся змею... Фараон был посрамлен и напуган, Моисей получил разрешение покинуть Египет, а мир получил очередную загадку". Звучит исчерпывающе, но только есть загвоздка: согласно Библии (книга "Исход"), пророк Моисей убедил фараона отпустить из рабства евреев, использовав куда мощные аргументы; их назвали "Десять казней египетских". Это были разные беды, которые Господь насылал на Египет после очередного отказа фараона отпустить еврейский народ. Ни одна из них, к слову, никак не была связана со змеями. Часть из этих ужасных чудес действительно сопровождались взмахами знаменитым жезлом. А знаменит он тем, что ему действительно приходилось побыть змеей, но сотворил это чудо вовсе не Моисей, а сам Господь, когда возлагал на него великую миссию, а Моисей стал проявлять малодушие.
Таким образом, остается непонятным, почему химических змей назвали "фараоновыми". Возможно, лишь потому, что такое название звучит солидно - под стать эффектности этого типа реакций.

При подготовке материала использована информация с сайта

Домашние праздники не обходятся без увлекательных розыгрышей, шуток и маленьких представлений. Удивить гостей хочется каждому, но что делать, если устроить фейерверк не представляется возможным, а затянувшийся вечер обещает быть томным? Самое время провести простые и увлекательные опыты, которые надолго останутся в памяти гостей.

Для проведения опыта в домашних условиях понадобятся простые ингредиенты, которые можно найти на любой кухне

Содовый порошок для увлекательных химических опытов

Свойства соды известны не только в кулинарии и в промышленности – ими с успехом можно пользоваться для проведения безобидных и быстрых фокусов, которые зачаруют своей зрелищностью. Один из самых простых фокусов, доступных даже для малышей, – надувание шарика, надетого на горлышко бутылки с содой и уксусом.

Еще один очень простой и распространенный опыт для самых маленьких – извержение вулкана. В этом опыте может участвовать и сам ребенок – ему предстоит слепить из пластилина настоящий вулкан с глубоким жерлом. На дно вулкана помещают соду, разбавленную хорошо мылящимся моющим средством, а сверху заливают небольшим количеством уксуса. Сода начнет бушевать, из вулкана станет выбегать мыльная лава, а извержение не прекратится, пока вся сода не погасится.

Такие простые эксперименты, к сожалению, впечатляют только малышей. Для того чтобы порадовать детей 8−11 лет, им необходимо показать серьезную и опасную химическую реакцию, которая породит настоящее чудище, как из фильма ужасов – фараоновую змею.

«Фараоновая змея»

Основной принцип, по которому происходит этот опыт, – ряд химических реакций, сопровождающихся увеличением в объеме ингредиентов, участвовавших в реакции. Все изменения происходят настолько быстро, что создается впечатление появления змеи, которая извивается и устремляется ввысь. Определенную роль здесь сыграла библейская притча, по которой посох Моисея превратился в змею, как только упал в песок. Подобную восставшую змею можно повторить и дома.


Во время реакции результирующее вещество быстро увеличивается, при этом извиваясь как змея

Ради справедливости отметим, что наиболее зрелищно опыт проявляется с роданидом ртути, нитратом аммония и дихроматом калия. Сюда же можно добавить и сильные кислотные соединения. Химическая реакция с такими составляющими надолго бы запомнилась, но эти ингредиенты не только недоступны рядовому человеку, они достаточно ядовиты и вредны для использования в домашних условиях. Однако, это совсем не означает, что фокус отменяется – совсем нет, все необходимые ингредиенты можно найти дома.

Как проводится эксперимент

Для проведения опыта понадобится определенное количество сахара, спирта, соды и песка. Если есть сахарная пудра, то лучше использовать ее, ведь сахар все равно придется измельчить в кофеварке или блендере.

Итак, насыпаем небольшую горку песка и пропитываем ее спиртом, постепенно наливая в песок чистый этанол 96%. Затем на вершине горки проделываем углубление. В отдельной посуде необходимо хорошо перемешать соду и измельченный сахар, чтобы получилась однородная консистенция. Соду необходимо брать в четыре раза меньше сахара. Например, на 1 ч. л. ложку соды необходимо 4 ч. л. сахара. Смесь, которая получится, засыпаем в углубление в песке. Затем наступает самый ответственный момент – нужно поджечь сахар, соду, спирт и песок. Сделать это нужно осторожно, лучше всего при помощи спички, чтобы контролировать пламя и вращать спичку повсюду.

При возгорании начнут происходить химические реакции, усиленные высокой температурой. Внешне песок начнет превращаться в шарики темного цвета, а когда спирт сгорит, то смесь станет практически черной, а из нее начнет формироваться так называемая фараонова змея.

Секрет этого эксперимента прост – сахар и сода вступят в реакцию, сода разложится на углекислый газ и пар, что приведет к «движению» массы, а тело змеи будет формироваться из остатков возгорания. Подожгите подобную смесь второй раз – и у змеи появится такая же подружка!


Во время горения спирта происходит реакция разложения соды и сахара. Сода разлагается на углекислый газ и водяной пар. Газы вспучивают массу, поэтому наша «змея» ползет и извивается

Опыт с фараоновой змеей достаточно прост, в то же время он зрелищный и всегда вызывает удивление окружающих. Трудно даже поверить, что ингредиенты, которые мы используем в кулинарии, имеют такие магические свойства. Тем не менее, именно сахар, сода и спирт способны обеспечить мини-шоу на домашнем празднике.

Увлекательные игры с химическими экспериментами

Проводить эксперимент можно на детском дне рождения, предварительно подготовив все компоненты. Из этого фокуса детям можно утроить настоящий квест – спрятать необходимые для фараоновой змеи компоненты, а детям предложить их отыскать. Доступ к каждому ингредиенту будет непрост, участники квеста должны будут решить ряд головоломок и задач на смекалку, выиграть несколько конкурсов и похвастаться своими талантами. Лишь после этого на каждом из этапов они получат заветные компоненты для опыта.

Вопросы безопасности

Проводя опыты, важно помнить о технике безопасности. Лучше всего, если все опасные действия будут проводить взрослые. Для проведения опыта необходимо воспользоваться чистой поверхностью стола, куда подложить несгораемый материал на случай, если горящая частичка упадет. Когда поджигаем смесь, рекомендовано следить за уровнем огня – песок не должен слишком воспламеняться, в противном случае это значит, что пропорции соблюдены неверно.

При проведении любых опытов важно беречь глаза и руки от негативного внешнего воздействия, поэтому руки должны быть в резиновых перчатках, а глаза – защищены очками.

Все эксперименты проводятся так, чтобы при возникновении угрожающей ситуации ее можно сразу же нейтрализовать. Поэтому на всякий случай рядом с местом проведения магического действия нужно держать ведерко с водой или песком. Если опыт выходит из-под контроля, водой или песком можно затушить огненное пламя.